#ProstoProSport разбирается, чем может грозить английскому чемпионату выход Великобритании из Евросоюза.
История с выходом Великобритании из Европейского Союза затянулась и превратилась в фарс.
Это событие, впрочем, не за горами. Несмотря на новый парламентский кризис, британцы покидают ЕС.
Не зная, как это произойдет в принципе, в Великобритании не могут реально спрогнозировать последствия.
В подвешенном состоянии сейчас находится любой крупный или средний бизнес Королевства. Торговые отношения со странами Европейского Союза могут кардинально измениться, равно как и процедура получения рабочих виз гражданами ЕС.Никто, на самом деле, не знает, что произойдет в ближайшие месяцы.
Вопрос футбола вторичен, когда речь заходит о проблемах национального масштаба. Но Премьер-лига, как крупная коммерческая организация, тревожится не меньше других. Журнал Forbes называет высший английский дивизион «главным культурным магнитом» страны для остального мира. Изменения могут даже сильнее сказаться на футболе в низших дивизионах, но понятно, почему в Англии беспокоятся именно о Премьер-лиге. Она безоговорочно считается самым популярным, дорогим и коммерчески привлекательным национальным чемпионатом на планете.
Что потенциально может измениться для английских клубов?
В Премьер-лиге сейчас порядка 40% игроков – это граждане Европейского Союза. Они не получают разрешение на работу, согласно общему закону ЕС. Соответственно, после «брексита» у них могут возникнуть проблемы. И не только у них. В Англии также есть немало представителей других континентов, приезжающих в Великобританию по паспорту гражданина ЕС.
Это важно понимать: на острове по законам Евросоюза играет больше футболистов, чем может показаться на первый взгляд.При худшем раскладе представители условной Испании будут проходить те же процедуры, с которыми сталкиваются сейчас игроки не из государств ЕС. Они подаются на рабочую визу, и ее можно получить автоматически, если соответствовать критериям по количеству матчей в составе сборной страны.
В последние два года к моменту перехода футболист должен провести определенный процент игр своей национальной команды. Этот процент будет отличаться для сборных с разным местом в рейтинге ФИФА. Для команд первой десятки — 30%. Именно столько должен будет иметь при себе, скажем, Антуан Гризманн из Франции. А вот, например, Андрею Ярмоленко (Украина идет на местах с 21 по 30) на момент перехода в «Вест Хэм» нужно было сыграть 60% последних матчей сборной.
Обойти это можно. Никто не отменял травм, конфликтов игроков с тренерами и прочих нюансов. Потому есть «система очков». Игрок может получить разрешение на работу в Англии по дополнительным параметрам. Учитывается его трансферная стоимость, зарплата и недавняя карьерная история. Помочь могут даже сопроводительные письма и всякого рода связи. Подробнее в свое время об этом рассказывал менеджер сборной Англии Сэм Аллардайс, хотя его открытость не оценили.
Если брать каждый случай индивидуально, это не выглядит проблемой. Но дело в том, что покупка иностранных игроков в Великобритании давно достигла промышленных масштабов. Это большой рынок, и он, безусловно, пострадает в таких условиях. Сейчас в четырех английских дивизионах и в Шотландии более трех сотен футболистов, которые не получили бы разрешение на работу автоматически. Легендарные для «Лестера» Нголо Канте и Рияд Марез в свое время не попали бы в Англию, даже используя дополнительные параметры.
Может ли кто-то из иностранцев выиграть от этого? Наиболее очевидный вариант — южноамериканцы. Большинство из них сейчас попадают в Англию транзитом через другие европейские страны с более лояльной системой. Там они набирают достаточный багаж для того, чтобы соответствовать требованиям Великобритании. Требования эти никуда не денутся, но, когда рынок Европы будет урезан, возникнет соблазн подписывать молодых бразильцев и аргентинцев напрямую.
Есть еще один нюанс. Он связан, в первую очередь, со способами комплектации больших клубов.
При «жестком выходе» из ЕС английские гранды не смогут подписывать юниоров из континентальных команд. Правила ФИФА позволяют клубам из зоны Европейского Союза совершать переходы футболистов Академии в возрасте от 16 до 18 лет. Так в свое время было, например, с Полем Погба. Благодаря этому француз даже числится «доморощенным футболистом», что позволяет ему не попадать под лимиты Футбольной Ассоциации. Их, по слухам, хотят ужесточить — так что, клубы Премьер-лиги ждет еще один удар.
Возможно, в будущем новые Погба или Фабрегасы смогут рассчитывать только на дополнительные факторы. Проще говоря, переезжать в Англию придется их родителям, опекающим детей до совершеннолетия. И это уже будет причиной для зачисления в другую Академию.
Если все пройдет без сделки, Премьер-лига как бренд со временем пострадает. Это произойдет далеко не сразу, но в перспективе 5-10 лет динамика станет очевидной. Премьер-лига ориентирована на глобальные рынки, и от новых реалий она как коммерческий продукт выиграть не может.
А что с британским футболом в целом?
Важно отделять интересы местного футбола как такового от приоритетов небольшого числа клубов, дорвавшихся до бешеных денег АПЛ. При описанном раскладе британские игроки будут получать больше возможностей. Несмотря на успехи сборной Англии, с этим по-прежнему существуют проблемы, что негативно сказывается на футбольной культуре Великобритании. Потому болеющих за традиции местной игры «брексит» в перспективе может порадовать.
Правда, и тут есть подвох. Разрыв между топовыми и остальными клубами, скорее, только увеличится. От новых реалий в большей мере пострадают середняки. Именно они нуждаются в выгодных трансферах игроков без серьезного бэкграунда. Гранды могут подписывать звезд любых национальных сборных. Более того, они, имея глобальный бренд и/или нефтедолларовый капитал, скорее катапультируются в условную «Суперлигу».
Драматизировать раньше времени не стоит. На этом этапе главная проблема заключается в том, что никто не имеет понятия, на каких условиях состоится «брексит». Сложно предвидеть ситуацию, не имея никаких фактов на руках.
В Премьер-лиге сохраняют оптимизм. Периодически ее представители уверяют, что «брексит» не скажется на открытости трансферного рынка, в которой живет именно АПЛ. Возможно, это действительно так, и для успешных и «культурно значимых» будут созданы особые условия. Но нельзя исключать варианта, при котором интересы Премьер-лиги затеряются в и без того глубокой яме неразберихи, связанной с «брекситом».
Свежие комментарии