По-испански вратарь – portero, но аргентинцы предпочитают другой термин – arquero – «лучник». Один из героев чемпионата мира 1978 года по праву считается лучшим arquero в истории своей страны.
Если бы не его вдохновенная игра на втором этапе 40 лет назад, то победного для хозяев финала могло и не быть.
Аргентинцы считают, что прологом триумфа стал пенальти, отбитый Убальдо во встрече с поляками.Гадкий утенок
Фильоль обладал потрясающей реакцией, кроме того, был чрезвычайно быстр и подвижен. Он перемещался в своих владениях молниеносно, сокращая углы удара и перекрывая дорогу мячу. Выход один на один с ним еще ничего не значил. Попробуй-ка переиграй Пато в ближнем бою! Это прозвище, означающее в переводе «Утенок», подразумевало некую неуклюжесть и совершенно не соответствовало элегантному и пластичному Убальдо. Дело в том, что кличка перешла к нему по наследству.
В «Кильмесе», первом клубе в карьере будущего чемпиона мира, играл вратарь Лукас Иглесиас по прозвищу «Утка». И когда в воротах появился молодой Фильоль, партнеры по инерции обращались к нему Пато. Так прозвище прилипло к Убальдо и сопровождало его на протяжении всей долгой карьеры. Надо сказать, что дебют «Утенка» обернулся сущим кошмаром, – голкипер пропустил сразу шесть мячей от «Уракана».
Путь уроженца города Сан-Мигель-дель-Монте к заветному Кубку мира вовсе не был прямым и безмятежным. Скорее, наоборот. В карьере Фильоля было немало препятствий. Даже прекрасная игра за клубы вовсе не гарантировали Убальдо место в главной команде страны.
Вплоть до 1974 года он входил лишь в дальний круг кандидатов.Из свитера «Кильмеса» молодой вратарь вырос довольно быстро. Потом был «Расинг» из Авельянеды – один из великих клубов, где талант «Утенка» раскрылся во всей красе. Особенно поражало умение Убальдо отбивать пенальти. В первом же сезоне он взял шесть ударов с «точки», что оказалось национальным достижением. Фильоль оставался грозой пенальтистов на протяжении всей карьеры – за ним числится 26 отраженных 11-метровых. Столько же у другого выдающегося arquero – Уго Гатти. Запомните это имя.
«Расинг» – хорошо, а «Ривер Плейт» – лучше. Вот и появился Убальдо на знаменитом стадионе «Монументаль» осенью семьдесят третьего. «Лучше б не появлялся», – ворчали тогда преданные болельщики «Ривера» после первого же дерби с «Бока Хуниорс», в котором новому голкиперу «отгрузили» пять мячей. Но это был лишь эпизод, свою репутацию Фильоль восстановил очень быстро, и летом 1974 года тренер Владислао Кап включил его в состав делегации для участия в чемпионате мира.
Третий вратарь – должность в какой-то степени туристическая. Шансы сыграть на турнире не то, что невелики, они мизерны. Особенно, когда у тебя за душой нет ни одной встречи в воротах сборной. Из всего списка в заявку на матч попадали 16 человек, и, естественно, среди них могло оказаться только два голкипера. 23-летний Убальдо был как раз третьим лишним. Первым номером в ФРГ поехал 28-летний Даниэль Карневали из испанского «Лас-Пальмаса», а дублером его являлся Мигель Анхель Санторо (32 года, «Индепендьенте»).
Карневали неплохо отыграл на первом этапе, но на втором начал куролесить – четыре «пробоины» от Нидерландов, два – от Бразилии. На третий, ничего уже не значивший, матч со сборной ГДР Кап хотел поставить Санторо. Но тот вдруг начал капризничать, просить какие-то дополнительные премиальные. Тогда тренер сделал выбор в пользу Фильоля. Санторо закапризничал еще сильнее, стал подбивать команду к бунту и давить на Убальдо, чтобы тот отказался. Иначе новичка попросту сольют.
К счастью для Пато, рядом оказался ветеран и капитан сборной Роберто Перфумо, который вправил зачинщику беспорядков мозги: «Отстань от парня! Ты заканчивать собираешься, а у него вся жизнь впереди». Авторитет Перфумо был высок, и никто из полевых игроков не подумал «сплавлять» Убальдо. И тот вышел и отыграл на ноль.
Спор с «Бешеным»
После ЧМ-74 Кап покинул сборную, и новым наставником «альбиселесте» стал Сесар Луис Менотти. Он не сразу определился с основным вратарем. Дело в том, что в аргентинском футболе существовала еще одна примечательная личность – Уго Гатти, он же Локо – «Бешеный». Тот самый, что тоже отбил 26 пенальти.
Уго начинал в нападении, но потом его занесло в ворота. Однако навыков игры в поле Гатти не потерял, и, в отличие от большинства коллег, был с мячом на «ты». Он далеко выходил из ворот, – чуть ли не к центральному кругу, часто встречал соперников далеко от своих владений и действовал как настоящий полевой игрок. От художеств «Бешеного» тренеры глотали таблетки. Но публике он нравился. Тем более что и вратарем-то был сильным.
В юности Гатти считался фанатом «Ривер Плейта» и лично Амадео Каррисо. Молодой человек был счастлив, когда его, голкипера заштатной «Атланты», пригласили в великий клуб. Но роль дублера кумира оказалась ему не по душе. Каррисо вовсе не собирался передавать эстафету молодому напарнику и продолжал играть.
Когда же место в воротах доверяли Уго, стадион «Монументаль» требовал возвращения Амадео. Короче, весь фанатизм сошел на нет, а от любви до ненависти – дистанция маленькая. Уго в итоге покинул «Ривер» – с тяжелым сердцем. Поиграл в командах «Химнасия и Эсгрима» и «Унион» и был счастлив, когда получил приглашение в «Боку».
Противостояние двух великих клубов Буэнос-Айреса в середине 70-х обострилось до предела. «Бешеный» выходил на «класико» особенно мотивированным, а свои давние обиды возмещал на ни в чем не повинном «Утенке». Пресса давила на Менотти, указывая, что несправедливо игнорировать столь яркого arquero. И тренер согласился с гласом народа.
Однажды аргентинцы отправились в турне с Фильолом и Гатти. Вратари смотрели друг на друга исподлобья. И слово «друг» тут было вряд ли уместно. Убальдо, уже считавший себя первым номером, спросил наставника о целесообразности ротации. На что получил жесткую отповедь: «Состав тут определяю я и только я. И никто другой. Не нравится – вали на все четыре стороны!»
Пато собрал, было, вещи, но потом вдруг остыл. Он уже изучил характеры и тренера, и конкурента. Их конфликт был неизбежен, поэтому лучше переждать. Но в 1976 году чаще всё же играл «Бешеный». Именно он защищал ворота аргентинцев в двух матчах со сборной СССР в Киеве (победа южноамериканцев 1:0) и Буэнос-Айресе (0:0).
Однажды, находясь в расположении национальной команды, Гатти пожаловался на боль в колене. Он раньше времени завершил тренировку и был отпущен со сбора. Но через несколько дней на стол Менотти легли фотографии вратаря «Бока Хуниорс», танцующего на дискотеке. Симуляции не было, «Бешеный» действительно повредил колено. Но тренер не потерпел ни обмана, ни наплевательского отношения к собственному здоровью. И дорога в сборную для Гатти была закрыта.
Он был возмущен, подозревая Фильоля в «утечке компромата». Но Менотти был тверд, как скала. Уго выступал до 44-х лет, выиграл три чемпионата Аргентины, два Кубка Либертадорес и один Межконтинентальный кубок. В 1982 году его признали лучшим футболистом Аргентины (всего лишь второй вратарь, удостоенный столь высокой чести). Но стать чемпионом мира «Бешеному» так и не было суждено…
После опалы Локо Пато стал основным вратарем сборной Аргентины. Особенно после того, как в 1977-м он оказался первым голкипером, признанным игроком года у себя на родине. На домашнем ЧМ Фильолю предстояло стать первым номером. Фактически. Формально же на его свитере красовалась пятерка. Аргентинцы решили поступить оригинально и распределили номера в алфавитном порядке.
Звездный час
Финальный турнир-1978 начался для Убальдо с ошибки. Удар венгра Шандора Пинтера был силен, но отбивать мяч перед собой явно не стоило – Карой Чапо был тут как тут. Но Леопольдо Луке вскоре восстановил равновесие, а в нервной концовке Даниэль Бертони провел победный гол.
Нелегко далась победа и над французами (с тем же счетом 2:1). На пенальти, реализованный Даниэлем Пассарелллой в первом тайме, французы после перерыва ответили голом Мишеля Платини. Юркий Бернар Лякомб выскочил один на один с Пато. Тот рванул вперед и был переброшен. Перекладина и «добавочка» от будущего президента УЕФА. Но снова выручил усатый Луке, и хозяева досрочно вышли из группы.
На третий матч первого группового этапа со с итальянцами аргентинцы вышли в траурном настроении. Накануне в автокатастрофе разбился брат Леопольдо. Сам нападающий сыграть не смог, а без него в атаке не клеилось. Поэтому гол Роберто Беттеги остался без ответа. Заняв второе место, хозяева попали в группу с поляками, бразильцами и перуанцами.
Аргентина – Польша. Вот он, момент истины для Фильоля, наступивший в конце первого тайма. После розыгрыша штрафного голкипер покинул ворота. Мяч отскочил к Гжегожу Лято, и тот бил метров с восьми наверняка. Но путь мячу преградила рука Марио Кемпеса. Бомбардир выручил вратаря.
Сейчас бы Кемпесу показали красную карточку, но 40 лет назад Марио не получил даже и желтой. Однако пенальти был назначен. К отметке подошел капитан «бяло-червоних» Казимеж Дейна. Удар, и мяч в руках у Убальдо. Счет по-прежнему 1:0 – на 16-й минуте мяч побывал в воротах Яна Томашевского после кивка всё того же Кемпеса.
Забей Дейна 11-метровый, и кто знает, как бы всё в итоге повернулось. Но перелома не наступило. Во втором тайме Марио оформил дубль, а «Утенок» в броске парировал мяч, летевший в девятку после удара Збигнева Бонека. 2:0, и впереди была принципиальная встреча с соседями из Бразилии.
Карнавалом без музыки и танцев назвали в этой стране матч с аргентинцами. Нулевая ничья с минимумом голевых моментов. Минимум этот был создан у ворот «альбиселесте», но Пато отвел все угрозы. Бразильцы были согласны на ничью, ибо перед заключительным туром они занимали первое место. У трехкратных чемпионов мира три очка при разнице 3:0. У хозяев состязаний столько же, но они забили на мяч меньше.
Игры последнего тура начинались в разное время. Сначала выясняли отношения бразильцы с поляками, а через 2,5 часа на поле должны были выйти аргентинцы и перуанцы.
Бразильская сборная добыла победу с результатом 3:1. Это серьезнейшая заявка на финал, ведь теперь у Селесао разница мячей была 6:1. Поэтому хозяевам надо выигрывать с разницей в четыре мячей. Задача архисложная.
Злые языки потом говорили, что их в решающий поединок вывел… аргентинский вратарь. Но не Фильоль, для него-то матч с перуанцами оказался самым простым на турнире, а Рамон Кирога. Уроженец города Росарио Кирога уехал играть в Перу и получил гражданство этой страны. Потом он получил приглашение и в сборную, сыграв за нее на двух чемпионатах мира.
Чтобы сборная Аргентины вышла в финал, Рамону нужно было пропустить четыре удара. Он пропустил шесть. И только самый последний был, как говорится, вратарским. Остальные – плоды ошибок перуанской обороны. Поэтому обвинять Кирогу в том, что он вдруг резко вспомнил о своем аргентинском происхождении, мягко говоря, некорректно. Провалила матч вся сборная, а не только ее аргентинский guardameta (вратарь на перуанском испанском).
Настал день финала. Голландцы, хоть и приехали без Йохана Кройфа и без Ринуса Михелса, были полны решимости обменять серебряные медали немецкой чеканки на золотые. Но аргентинцам не хотелось отпускать Золотой кубок из своей страны. Те самые пресловутые коса и камень.
Разыгравшийся Кемпес отличился и в решающем противостоянии, чем привел в ярость гостей из Европы. Особенно свирепствовали близнецы ван де Керкхофы. Вилли делал искусные передачи, Рене бил, казалось, наверняка. Два раза, как минимум. Но Фильоль брал всё. Тут Джонни Реп выскочил к воротам, и снова Пато встал на пути. Перед самым перерывом Роб Ренсенбринк бил головой с семи метров. Такие удары не берутся! А «Утенок» взял, сам не понимая, как ему это удалось.
Роскошную сухую серию Фильоля прервал Дик Наннинга, вышедший на замену. За весь турнир этот фриз (в Нидерландах живут не только голландцы, есть и другие коренные народы) запомнился лишь красной карточкой в единственном выходе на поле. А тут вышел и сравнял счет, пробив без шансов для arquero.
90 минут для определения чемпиона мира оказалось мало. Но в дополнительные полчаса Бертони и Кемпес дожали голландцев и примкнувших к ним фризов – 3:1.
Сборная Аргентины – чемпион мира! Победа одна на всех. Каждый внес свою лепту. В том числе и вратарь. Если б не он, то аргентинцы точно смотрели бы, как другие бились на «Монументале».
Полтора мундиаля
Позиция Убальдо в сборной Аргентины оставалась незыблемой. Равно, как и большинства чемпионов мира. Из золотого состава выпал только Луке. Зато появился главный футбольный гений страны – невысокий крепыш Диего Марадона. На первенство планеты 1982 года в Испанию «альбиселесте» отправились если уж не главными фаворитами, то одними из претендентами на чемпионство.
При выборе номеров снова был использован алфавитный порядок. Только для Марадоны было сделано исключение, ему отдали «десятку». Атакующий полузащитник Освальдо Ардилес получил вратарский первый номер. А Фильоль сменил пятый номер на седьмой. Именно семь мячей ему и пришлось пропустить на пиренейских стадионах.
С самого начала всё пошло не так. В матче-открытии южноамериканцы проиграли бельгийцам – 0:1. Во втором туре были растерзаны венгры – 4:1. Ну, и потом аргентинцы забили два мяча слабым сальвадорцам.
Второй групповой этап стал полным разочарованием. Сначала было поражение от сереньких до поры до времени итальянцев (тогда никто не видел в них будущих чемпионов мира) – 1:2, а потом от бразильцев – 1:3. О крушении географических соседей аргентинцы узнали уже только дома. Фильоль же сыграл не хорошо и не плохо. Грубых промахов не совершил, но и каких-либо подвигов за ним не числилось.
Девять лет преданной службы «Риверу» подошли к концу. Убальдо сдал пост Нери Пумпидо, поиграл немножко в «Архентинос Хуниорс» и уехал в самый популярный клуб Бразилии «Фламенго», где завоевал любовь торсиды. А уже потом Пато отправился покорять Европу. В мадридском «Атлетико» он провел неполный сезон. Но в финале Кубка кубков 1986 гола ворота «матрасников» защищал именно аргентинец. И это он пропустил три безответных мяча от киевского «Динамо»…
Находясь на чужбине, Фильоль не забывал о сборной и всегда был рад помочь. Отборочный турнир ЧМ-86 отыграл именно он и помог добыть путевку в Мексику. Но выступить на победном для аргентинцев первенстве планеты 35-летнему ветерану не довелось.
Еще в первой половине 1986-го Пато почувствовал, что главный тренер Карлос Билардо неохотно приглашает его в национальную команду и предпочитает то Пумпидо, то Луиса Исласа. Тот говорил, что не хочет лишний раз выдергивать Убальдо из-за океана на товарищеские встречи.
Но своей фамилии в заявке Фильоль все-таки не обнаружил. Была ли это воля тренера, или это Марадона, недолюбливавший Пато, настоял на его исключении, мы наверняка не знаем. Известно лишь, что стать двукратным чемпионом мира Фильольу было не суждено.
Пато вернулся домой в том чудесном для Аргентины восемьдесят шестом. Но не в «Ривер», а в «Расинг». Выдал несколько хороших сезонов, а потом перебрался в «Велес Сарсфилд». Летом 1990 года, когда на чемпионате мира сломался , аргентинцам разрешили заменить голкипера, почти сорокалетний Убальдо ждал звонка из штаба сборной. Не дождался. и через год великий аргентинский arquero завершил свою славную карьеру.
Уже будучи тренером вратарей «Расинга», Пато нашел на севере страны талантливого парнишку, в прошлом баскетболиста. Так в аргентинском футболе появился Чикито – Серхио Ромеро, рекордсмен среди вратарей по количеству матчей за сборную.
Убальдо Матильдо ФИЛЬОЛЬ
21.07.1950
Вратарь.
Выступал за клубы: «Кильмес» (1965-1971), «Расинг» (1972-1973 и 1986-1989), «Ривер Плейт» (1974-1983), «Архентинос Хуниорс» (1983), «Фламенго» (1984-1985), «Атлетико» (1985-1986), «Велес Сарсфилд» (1989-1991).
В сборной Аргентины: 58 матчей.
Чемпион мира: 1978.
7-кратный чемпион Аргентины.
Лучший футболист Аргентины: 1977.
Олег ЛЫТКИН
Свежие комментарии