Новости СМИ2

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

prostoprosport

14 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Юровский
    Навка жена того деятеля,который считает Урганта большим патриотом.Что вы хотите от них?Навка заступилась...
  • Grandad
    Есть некое спортивное гражданство. Оно, видимо, не предполагает отказ от российского.Навка заступилась...
  • Елена Мамонова
    Даже на инвалидам отыгралисьПутин высказался ...

«Лацио» - «Рома». Лучшая бойня Италии

Материал о вечной ненависти в Вечном городе. 

«Ты, Ненависть, живешь по пьяному закону: сколь в глотку ни вливай, а жажды не унять», писал полтора столетия назад Шарль Бодлер. Он умер до наступления эпохи футбола, но несведущему болельщику может показаться, что эти слова были навеяны прогулкой поэта по Риму в дни супердерби «Лацио» «Рома».

Для фаната в Вечном городе нет ничего слаще, чем уязвить, втоптать в грязь заклятого врага соседа по Stadio Olimpico.

Туристу, прибывшему в столицу Италии, таксисты частенько рассказывают забавную историю. Один человек решил сходить на матч «Лацио» «Рома» и, поднявшись на трибуну, обнаружил, что вид на поле ему загораживает колонна. Найдя другое место, он спрашивает болельщика: «Здесь не занято?» «Свободно!» отвечает тот и объясняет: «Раньше здесь сидела моя жена. Но она умерла, так что располагайся». «Благодарю! А почему это место никто не занимает?» «Возможно, кто-нибудь придет в следующее воскресенье, задумчиво говорит вдовец. Сегодня все на кладбище».

Этот черный анекдот служит одной из иллюстраций «страчиттадины» так в Риме именуют городское дерби (cittadina в переводе с итальянского «городская»). Речь идет не о рядовом спортивном событии с закономерным соперничеством болельщиков. Весь город, вся провинция, да что уж там! вся многомиллионная область Лацио, забыв про дела насущные, переключает внимание на Олимпийский стадион. Самобытность римлянина, выражающаяся в ироничном, экспрессивном и зачастую неуравновешенном характере, со всей очевидностью проявляется во время этого матча единственного, который с нетерпением ожидается месяцами, а по его окончании тут же начинается отсчет времени, остающегося до следующего поединка.

 

Страчиттадину нужно выигрывать во что бы то ни стало. В противном случае болельщик проигравшей команды по меньшей мере полгода будет вынужден терпеть насмешки. «Это матч для всех. Он обсуждается на улице, в барах, ты можешь подшутить над своим коллегой на работе», улыбается Джанлука Ла Пенна, журналист столичного издания Roma One, поклонник «Лацио». Ла Пенна хорошо знает, о чем говорит. Он привык быть объектом острот со стороны коллеги по отделу спорта Джованни Манфрони, сердце которого «окрашено» в желто-красные цвета. «Для тифози это дело жизни и смерти, они ждут римского дерби больше, чем финала Лиги чемпионов, рассказывает Манфрони. Но для нас с Джанлукой как для друзей самое подходящее в этой ситуации ставки. Кто проигрывает, проставляется на вечеринку победителю!»

История капитолийского дерби насчитывает почти полторы сотни матчей. Соотношение результатов 53 победы «джалоросси», 54 ничьих и 39 побед «бьянкочелести» (проверить точно!) отражает и превосходство «Ромы» по числу верных поклонников. На балконах домов Вечного города желто-красные флаги. На зеркалах автомобилей и автобусов вымпелы тех же цветов. Там и тут наклейки с эмблемой или игроками команды. Такова картина в историческом центре Рима, районах Трастевере, Гарбателла, Тестаччо… Столица Италии почти без исключений во власти болельщиков «джалоросси».

 

Но покидаешь столицу и картина преображается. Здесь желто-красные цвета сменяются небесно-голубыми. Жители пригородов, крестьяне, эмигранты, обосновавшиеся вблизи Рима, все они составляют армию болельщиков «Лацио». Антагонизм между провинциалами и римлянами на почве социального неравенства лишь усиливает фанатскую вражду. Впрочем, первоначально именно «Лацио» был элитарной командой, клубом для белых воротничков.

Основан он был 9 января 1900 года. В этот день девять обеспеченных юношей, служащих в армии, собрались в одном из банков на римской площади Свободы и учредили Спортивное общество Лацио. При выборе клубной «окраски» молодые люди остановились на «небесном» цвете, ассоциирующемся с Грецией, родиной олимпизма. Символом команды стал воинственный императорский орел.

«Рома» увидела свет 27 годами позже. В немалой степени основанию команды поспособствовала неприязнь, которую вызывал «Лацио» в небогатых кварталах итальянской столицы.

Горевший желанием остановить «ветер с севера, который никогда не сможет принести скудетто в город», авторитетный политик Итало Фоски объединил команды «Альба», «Роман» и «Фортитудо» в единый клуб.

Новая команда являла собой союз угнетенных против установившейся власти, и первое же дерби между «Лацио» и «Ромой» (8 декабря 1929 года) ярко выявило «народность» желто-красных. Каждые девять из десяти зрителей на стадионе Rondinella, принадлежавшем «Лацио», были поклонниками «джалоросси». На следующий день издание Il Littoriale свидетельствовало: «В это сложно поверить, но «Лацио» играл на поле соперника». «Рома» добилась победы 1:0 благодаря голу Родольфо Волка, первого героя страчиттадины ему удавалось забивать в первых шести римских дерби.

Фанатская неприязнь, основанная на противостоянии пролетариата и буржуазии, длилась недолго. Еще в 20-е годы столицу захлестнул фашизм, и болельщики обоих клубов, особенно «романисты», со временем предприняли сдвиг вправо. «Сегодня идеологических споров между тифози не существует, это дела прошлого, объясняет Манфрони. Радикальные группировки обоих клубов придерживаются правой идеологии и даже совместно проводят демонстрации. Но насилие остается. Фанаты дерутся как друг с другом, так и с силами правопорядка. Это структурная проблема всего кальчо. Неудивительно, что Италии не отдали чемпионат Европы 2012 года».

Искоренение насилия в футболе одна из наиболее актуальных тем в Италии. Увы, в Риме об этой проблеме знают не понаслышке. История столичного дерби писалась не только великолепными футболистами и фееричными матчами. В ней есть страницы, наполненные горечью и болью. Накануне очередной игры давление столь велико, что больше разговоров о возможных инцидентах, чем о предполагаемом результате. «Скорее воды Тибра повернутся вспять, чем римские тифози перестанут колотить друг друга», шутят в Риме.

Здесь хорошо помнят дерби 21 марта 2004 года, когда ложный слух, пущенный с трибуны Curva Sud, вынудил отложить матч. Тифози распространили известие о том, что на подступах к стадиону полицейская машина раздавила 16-летнего поклонника «Ромы». В результате три болельщика этой команды прямо во время игры выскочили на поле и сообщили новость Франческо Тотти и арбитру встречи Роберто Розетти, который, в свою очередь, позвонил президенту Итальянской футбольной лиги Адриано Галлиани. Хотя официальные власти опровергли слух, матч в начале второго тайма был отложен. Футболисты не пожелали играть с мыслями о чьей бы то ни было смерти. «А окажись это правдой, как потом мы смотрели бы в глаза болельщикам?!» заявил позже форвард «Ромы» Антонио Кассано.

После матча в городе произошли столкновения, в результате которых с ранениями различных степеней тяжести в больницы попали множество фанатов и полицейских.

 

Но это не самая печальная страница в истории страчиттадины. Были и другие. Пропитанные кровью.

28 октября 1979 года выходка одного из болельщиков «Ромы» стоила жизни 33-летнему фанату «Лацио» Винченцо Папарелли: ракета, пущенная с той же Curva Sud за час до начала дерби, попала ему в глаз. Бедняга скончался по дороге в больницу. Сам Папарелли не являлся радикалом, не был склонен к проявлениям агрессии. Он стал второй жертвой насилия в истории итальянского футбола (хотя некоторые считают первой). Лишь спустя несколько лет стало известно имя убийцы. Им оказался 18-летний Джованни Фьорилло по кличке Цыган. Все это время он скрывался от правосудия в провинции Бергамо.

«Тогда, в 1979-м, все зрители матча сразу узнали страшную правду. Но никто не осмелился прервать поединок, чтобы не провоцировать на беспорядки 80 тысяч фанатов», рассказывает Пьетро Д`Элиа, судья той встречи.

К счастью, кроме случаев насилия, история римского дерби знает и большие спортивные подвиги. С момента первых дуэлей удовольствие насолить сопернику превратилось для каждого из клубов в нечто едва ли не более важное, чем собственные успехи.

Две победы «Ромы» в столичном дерби сезона-1936/37 лишили «Лацио» шанса завоевать свой первый скудетто. Пять лет спустя «джалоросси» впервые выиграли чемпионат во многом благодаря победе в страчиттадине. Небесно-голубым пришлось ждать реванша до сезона-1950/51. По его итогам «Рома» опустилась в серию В. Удовлетворение фанов «Лацио» подкреплялось мыслями о том, что их команда приложила руку к этому событию она вышла победителем в обоих дерби.

Через десять лет пришел черед злорадствовать болельщикам «Ромы» уже «Лацио» расстался с элитой национального футбола. Зато когда вернулся, в глазах игроков горел огонь победы. Чемпионат-1972/73 принес клубу третье место и два «капитолийских» триумфа. Но все это не шло в сравнение с тем, что ожидало небесно-голубых в следующем сезоне. Имея далеко не самый звездный состав в истории, «Лацио» подарил Curva Nord первый скудетто. Лидером той команды был центральный нападающий Джорджо Киналья. Именно он сыграл решающую роль в завоевании золота и решил в пользу «бьянкочелести» исход обоих дерби с «Ромой».

«Самый вдохновенный «Лацио» был тогда, в начале 70-х, вспоминает Джанлука Ла Пенна. Те ребята не зарабатывали ни лиры, но имели небесно-голубую душу».

Если 70-е годы принесли радость и славу «Лацио», 80-е запечатлели самый успешный период в истории «Ромы». Команда с легендарным бразильцем Пауло Роберто Фалькао и забивными форвардами Роберто Пруццо и Бруно Конти, руководимая шведом Нильсом Лидхольмом, в 1983 году подарила болельщикам второй скудетто в истории «джалоросси».

В 90-е оба столичных клуба предпринимали попытки положить конец царствованию «Милана», «Юве» и «Интера». Монтелла, Эмерсон, Батистута, Неста, Станкович, Вьери показывали зрителям настоящие спектакли, были яркими действующими лицами страчиттадины. Но главным героем суждено было стать другому парню. Тому, кого больше всех почитает Curva Sud и больше всех ненавидит Curva Nord.

 

«Франческо Тотти признанный мастер по дерби. Он живет ими, переживает их как игрок и как тифозо. Он просто пьянеет на поле», говорит известный журналист Стефано Петруччи, автор книги о «Роме». Ему вторит один из лучших зарубежных игроков «Лацио» последних лет Диего Симеоне: «Помню, в своем первом матче против «Ромы» я столкнулся с Тотти. Он тут же вскочил и грозно бросил мне: «Эй, уймись! Ты вообще знаешь, что такое здешние дерби?!»

Столичные дуэли сезона-98/99 отлично показали, что означают для Франческо дерби. Десятый номер «джалоросси» спас первый матч (3:3), забив на последней минуте. Он же стал одним из творцом победы в ответной игре (3:1), отметившись голом в добавленное время. После того гола капитан «Ромы» скинул футболку, под которой на майке красовалась надпись, обращенная к небесно-голубым: «Vi ho purgato ancora!» («Я снова вас обчистил!») Клуб Серджио Краньотти так и не сумел восстановиться после психологического удара и в итоге проиграл скудетто, который был уже практически в его руках.

Год спустя Недвед, Верон и компания выиграли-таки для «Лацио» второе в истории золото, но в одном из дерби потерпели болезненное поражение 1:4. «Через день после того поражения произошло нашествие разъяренных тифози на нашу базу, вспоминает Симеоне. Я призывал их к спокойствию, говорил, что команда остается первой в турнирной таблице и идет с большим отрывом от преследователей. Но фанаты оставались непреклонными. Они кричали, что, даже став чемпионами, мы не сможем смыть позор этого разгрома. Я был бессилен убедить их в обратном».

 

«Рома» отомстила соседу в следующем сезоне. Команда, ведомая Фабио Капелло, выиграла чемпионат. Удача была на стороне «джалоросси» и в дерби, исход одного из которых решил автогол защитника «Лацио» Паоло Негро.

В марте 2003-го после унижения от «Ромы» 1:5 (покер тогда удался Винченцо Монтелле) футболисты «Лацио» вновь испытали на себе всю «прелесть» общения с собственными болельщиками. В то время как 15 тысяч «джалоросси» отмечали победу в окрестностях Колизея, 400 членов фашистской фанатской группировки Irriducibili (в ее рядах когда-то состоял форвард «Лацио» Паоло Ди Канио) явились на клубную базу в Формелло для расправы с игроками. Те вынуждены были более часа спасаться от линчевания в гимнастическом зале. Лишь капитану Алессандро Несте удалось найти слова, чтобы утихомирить разбушевавшихся тифози.

При всей ненависти столичных команд друг к другу прослеживается любопытный нюанс: кривая взлетов и падений «Лацио» и «Ромы» в последние годы примерно одинакова. Если титулы приходили почти одновременно, то и огорчения тоже. Летом 2002 года Итальянская лига пригрозила обоим клубам, погрязшим в долгах, жесткими административными санкциями. Команды приняли меры, вовремя снизив размер задолженностей, тем не менее кризис долгое время сказывался на их результатах.

В преддверии первого дерби следующего сезона президенты «Ромы» и «Лацио» Франко Сенси и Серджио Краньотти заключили договор о том, чтобы совместно оказывать давление на чиновников в вопросе о приватизации Олимпийского стадиона. «Если арена останется во владении города и нам ее не продадут, это будет последняя страчиттадина, состоявшаяся на «Олимпико», решительно заявили они. К счастью, грозное намерение не нашло своего воплощения.

Таков Рим. Таково его дерби. Два клуба, исстари борющиеся за гегемонию. Дуэль, которая всегда наполнена страстью. Зрелище, достойное римских богов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх