Когда нынешний генеральный продюсер «Матч ТВ» была еще простой ведущей телевикторины, один из ее участников загадал как коронную тему «Футбольный клуб «Барселона». Когда гость верно ответил на вопрос, кто был президентом «Барсы» рекордные 22 года, Тина Гивиевна на мгновение отвлеклась от ведения и позволила себе ремарку: «От Марадоны до Роналдо. Он вывел всех в свет. Великий был человек».
Где-то так и надо прожить жизнь, чтобы спустя десятилетие после отхода от дел о тебе вспоминали с теплотой даже совсем не футбольные люди.
Корни
Нуньес – уже давно такой же символ футбольной Каталонии, как Йохан Кройф или Лионель Месси. Забавно, что каталонцем по крови он также не является, но поводов не любить Мадрид, в отличие от других героев «Камп Ноу», у него даже больше.
Хосеп Луис вырос в Басконии – единственном испанском регионе, который превосходит Каталонию в сепаратистских проявлениях. Одним из первых воспоминаний в его жизни стала страшная гражданская война, по ходу которой один из франкистских генералов произнёс: «Я намерен быстро закончить кампанию на Севере. Если ваша покорность не будет немедленной, я сравняю Страну Басков с землёй».
Хосеп Луис Нуньес (справа), elperiodico.com
По жизни, впрочем, наш герой крайне редко давал повод для жалости. Его компания «Нуньес и Наварро» стала сверхуспешной на строительном рынке Испании, Хосеп Луис зарекомендовал себя как настоящая акула бизнеса. Деньги у Нуньеса завелись в избытке, а вот с признанием и почетом были большие проблемы. Леваки называли его спекулянтом, простой люд тоже, мягко говоря, недолюбливал – и тогда бизнесмен решил по-крупному вложиться в футбольный символ Каталонии.
«Давно ли я в футболе?» (с)
1978 год время, когда в Аргентине сборную чемпионом мира делала хунта, а в Испании расцветала демократия. После эпохи Франсиско Франко, когда президенты регулярно не досиживали свой срок до конца (по причине, например, расстрела – так закончил свой жизненный путь видный политик 30-х Хосеп Суньоль) наступило время, когда первое лицо «Барсы» стало выбираться сосьос (членами клуба) и на четко фиксированный срок.
Нуньес тогда в упорной борьбе обыграл двух символов барселонизма, но, надо отдать ему должное, отдал одному из них пост вице-президента: Николау Касаус даже пересидел Нуньеса в клубе, задержавшись до 2003 года. Важную роль в голосовании сыграла поддержка лидера той команды Йохана Кройфа. «Барсе» на момент прихода нужно было отдохнуть после тяжелого, выжавшего все соки из клуба правления клана Монталей. Выиграла под их руководством команда немало, но вместе с этим залезла в глубокие долги, с которыми предстояло разбираться новому боссу.
Нуньес и легендарный Кини, elperiodico.com
«Для начала» Нуньес вложил в клуб немало личных средств, помог рассчитаться с кредитом по «Камп Ноу», привлек в клуб инвесторов уровня Жорди Пужоля – первого так называемого президента Каталонии. Как следствие, большая часть побед Хосепа Луиса на новых и новых перевыборах были безальтернативными – с ним просто не считали возможным тягаться.
Стиль
При этом титулов Нуньесу пришлось подождать: первое чемпионство случилось только на седьмой год правления, а второе – на тринадцатый. «Блаугранас» под его руководством никак не могли отделаться от ореола романтичных неудачников, коллекционируя обидные поражения и проигрывая чемпионства не только «Реалу», но и обоим баскским грандам.
Зато в «Барсе» Нуньеса постоянно играли звезды. Увеличение притока средств в клуб и запредельная посещаемость «Камп Ноу» позволили Нуньесу приглашать новых и новых ярчайших игроков. Под его руководством «блаугранас» дважды били мировой трансферный рекорд: так вышло с трансферами Марадоны в 1982-м и Роналдо в 1996-м (эквивалент 8 и 15 миллионов евро соответственно).
Нуньес перед презентацией Диего Марадоны, elperiodico.com
Ключевое решение в карьере Нуньеса датируется 1988 годом. Тогда измученная долгой серией почти без больших титулов команда пошла на бунт: главный тренер (!) Луис Арагонес вместе с почти всеми (!!!) игроками первой команды выступили против президента, потребовав его отставки. Инцидент получил название «Мятеж в Эсперии» по имени отеля, в котором заседали бунтари.
Можно долго рассказывать, как Хосеп удержал за собой кресло, но еще интереснее вопрос: а как он в этот момент не сломался сам? Чего стоило для успешного бизнесмена, который из-за футбола доброе десятилетие был в Каталонии чуть ли не первым символом лузерства, не плюнуть на всё и не продать клуб, который, очевидно, за это время все равно подорожал?
Но он не сломался, не продал. Нуньес в критический момент принял решение расстаться с Арагонесом и 14 игроками-бунтовщиками и довериться человеку, который раньше доверился ему сам. Так Йохан Кройф, за два года тренерской карьеры выигравший Кубок Кубков с «Аяксом», вернулся на «Камп Ноу».Надо признать, что масштабы того карт-бланша, который получил Летучий Голландец, почти не имеют прецедентов в мировом футболе. «Барса» ведь и в сезоне-88/89 ничего не выиграла, хотя приобрела перед этим десять игроков за серьезные деньги. Но Нуньес пошел «all-in», позволил Кройфу делать все, что он хочет – и даже после такой неудачи купил голландцу еще и Лаудрупа с Куманом.
Йохан Кройф и Хосеп Луис Нуньес, As.com
Кройф стал больше, чем просто тренером первой команды – он командовал всеми вплоть до детей в академии, выстроил единую схему для всех. Следствием стала победная серия, которую не перебил даже Гвардиола: четыре чемпионских титула подряд. Триумф в Кубке Чемпионов стал вишенкой на торте, причем победный выстрел в финале Лиги Чемпионов провел именно Куман. Нуньес же покинул пост президента «Барсы» только из-за проблем со здоровьем в 2000-м, а несколько недель назад покинул наш мир в возрасте 87 лет.
Влияние
Пример Хосепа Луиса Нуньеса доказывает, что на длинной дистанции патриотизм и настойчивость президента значат больше, чем банальное «дешево купил – дорого продал». Выигрыш титулов и создание команды-династии вообще плохо вяжутся с «продал», а уж купил наш герой звезд на десять больших клубов.
Сейчас-то мы понимаем, что трансфер суперзвезды с другого континента – не только трата денег, но и привлечение новой аудитории, улучшение узнаваемости бренда. В семидесятые это понимали еще не все. Нуньес не только вписал свое имя в историю футбола – он сделал так, чтобы гордость одного региона стала известной во всем мире.
twitter.com/fcbarcelona
Такие игроки, как Линекер, Фигу, Куман, да и вернувшийся в новой ипостаси Кройф, множили число поклонников «Барсы» по всему свету. Траты на трансферы моментально окупались, ведь спонсоры один за другим выстраивались в очередь. Именно при Нуньесе количество сосьос достигло шестизначной отметки, а среди брендов, которые согласились сотрудничать с «блаугранас», оказались Ford и Coca-Cola. И сколько бы ни тратил на новых игроков президент, зарабатывал его клуб еще больше. Продажи Марадоны в «Наполи» и Роналдо в «Интер» также обновили мировые трансферные рекорды, а на протяжении четырех лет «Барса» вообще была самым доходным клубом мира.
Количество чемпионств, которые выиграла под руководством Хосепа Луиса Нуньеса «Барса», равняется семи. Солидно само по себе, но еще ценнее то наследие, которое оставил после себя испанский президент. Он ведь взял клуб, о котором мало знали за пределами Испании, и за пару десятилетий создал машину по завоеванию трофеев. Такой «Барса» остается и сейчас, и, безусловно, в этом огромная заслуга главного президента в ее истории.
Виталий Пасичный
Свежие комментарии